Юридический отдел
Информация по основным направлениям правового информирования и просвещения населения
1. Информация об уполномоченном органе в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 сентября 2010 г. № 1093 «Об утверждении Положения о департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области» определен уполномоченный орган в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью - департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области юридический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33 Фактический адрес:160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33 начальник департамента: Крутовский Николай Петрович телефон: (8172) 76-97-52 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. приемная:(8172) 76-97-52, факс: (8172)72-07-42 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
|
2. Список адвокатов, оказывающих гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь на территории области. График приема граждан по оказанию бесплатной юридической помощи адвокатами.
Сайт адвокатской палаты - www.advokat35.ru
Список адвокатов (г.Череповец) участвующих в оказании бесплатной юридической помощи |
3. Телефоны «горячих линий» органов исполнительной государственной власти области, по которым можно получить бесплатную юридическую помощь граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
По отдельному списку, представляемым департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области В соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 25 апреля 2012 № 2744-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
Для оказания бесплатной юридической помощи лица, указанные в части первой настоящей статьи, представляют письменное заявление с указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме), документы, подтверждающие их нахождение в трудной жизненной ситуации, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации. Органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина. Для оперативного получения бесплатной юридической помощи граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться по телефонам «горячих линий» органов исполнительной государственной власти области: 1. Департамент государственной службы и кадровой политики области - 8 (8172) 23-02-01 (доб. 2519, 2523, 2524) 2.Департамент стратегического планирования области - 8 (8172) 23-01-68 3.Департамент строительства области - 8 (8172) 23-00-58 (доб. 1282) 4. Департамент здравоохранения области - 8 (8172) 53-00-44, 23-00-76 (доб. 6217) 5. Департамент образования области - 8 (8172) 23-01-06 6. Департамент культуры и туризма области – 8 (8172) 23-00-95 (доб. 1867) 7. Департамент труда и занятости населения области – 8 (8172) 23-00-69 (доб. 0673) 8. Департамент социальной защиты населения области – 8 (8172) 23-01-35 9. Департамент имущественных отношений области – 8 (8172) 23-02-04 10. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области – 8 (8172) 23-01-10 (доб. 0810) 11. Департамент лесного комплекса области – 8 (8172) 72-03-03 12. Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области – 8 (8172) 23-01-93 (доб. 0404) 13. Департамент по обеспечению деятельности мировых судей области – 8 (8172) 72-04-06 14. Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области 8 (8172) 23-01-25 15. Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования области – 8 (8172) 23-01-30 (доб. 1411, 1420) 16. Департамент дорожного хозяйства и транспорта области – 8 (8172) 23-00-51 17. Департамент экономического развития области – 8 (8172) 23-01-49 (доб. 0761) 18. Департамент физической культуры и спорта области – 8 (8172) 23-01-70 доб. 2312 19. Управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники области – 8 (8172) 23-01-84 20. Управление записи актов гражданского состояния области – 8 (8172) 72-32-85 21. Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией - 8 (8172) 23-02-06 22. Комитет государственного заказа области – 8 (8172) 23-01-60 (доб. 4336) 23. Комитет гражданской защиты и социальной безопасности области 8 (8172) 23-01-72 24. Комитет информационных технологий и телекоммуникаций области 8 (8172) 23-02-08 25. Комитет градостроительства и архитектуры области – 8 (8172) 23-01-72 (доб. 1013) 26. Государственная жилищная инспекция области – 8 (8172) 23-01-77 27. Комитет по охране объектов культурного наследия области – 8 (8172) 23-00-97 (доб. 1866) Кроме того, в Департаменте социальной защиты населения области и подведомственных ему государственных учреждениях функционирует «постоянно действующая телефонная линия по вопросам социальной защиты населения» и «детская горячая линия» по которым граждане могут получить бесплатную юридическую помощь, включая граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. |
4. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 25 апреля 2012 № 2744-ОЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции. Для оказания бесплатной юридической помощи лица, указанные в части первой настоящей статьи, представляют письменное заявление с указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме), документы, подтверждающие их нахождение в трудной жизненной ситуации, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации. Органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в срок не более трех рабочих дней со дня обращения гражданина. |
5. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей
Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической помощи, оказывается бесплатная юридическая помощь в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в соответствии с перечнем категорий, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"), в случаях возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначения, перерасчета и взыскания страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.(в ред. закона Вологодской области от 04.11.2014 N 3470-ОЗ) Учреждение оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в соответствии с приказом департамента здравоохранения области от 17.11.2014 № 449 «Об определении учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Вологодской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области. Согласно уставу Учреждения оказание гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с действующим законодательством по вопросам, входящим в компетенцию Учреждения, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращения граждан является одним из основных видом деятельности учреждения. |
6. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантирована Конституцией РФ.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ). Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт, либо по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ. Заявление об оспаривании нормативного правового акта подается в письменной форме и должно содержать: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон; 8) перечень прилагаемых к заявлению документов. В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд (статья 131 ГПК РФ). Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Обжалование нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ. В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: 1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах; 2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 3) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Согласно ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное. Ст. 193 АПК РФ содержит требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2,частью 3 статьи 125 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; 2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте; 3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями; 4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения; 5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим; 6) перечень прилагаемых документов. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 – 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Глава 24 АПК РФ содержит положения о рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц. В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица (статья 199 АПК РФ). К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения: 1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; 2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; 3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; 4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; 5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления; 6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска; 7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором; 8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор; 9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд. К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. |
7. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» бесплатную юридическую помощь оказывают:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; 3) органы управления государственных внебюджетных фондов; 4) государственные юридические бюро. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: 1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане); 2) инвалиды I и II группы; 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; 4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью; 4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей; 5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме; 6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); 7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; 8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; 8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации: а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации; б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации; г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации; е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации; 9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 2. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях: 1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; 3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг); 5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; 6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице; 7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией; 8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение; 10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов; 10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми; 10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий; 12) ограничение дееспособности; 13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи; 14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов; 15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц; 16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации. 3. Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются: 1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о: а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел: а) о взыскании алиментов; б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией; в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми; г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными; 4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией; 5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре; 6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, - по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации. 4. Порядок, условия и организационно-правовое обеспечение реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью: 1) по вопросу, имеющему правовой характер; 2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям: а) решением (приговором) суда; б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска; в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения; 3) по вопросу, по которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. В соответствии с законом Вологодской области «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, материально-техническом и финансовом обеспечении оказания юридической помощи адвокатами в труднодоступных местностях на территории Вологодской области» Органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической помощи, оказывается бесплатная юридическая помощь в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в соответствии с перечнем категорий, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"), в случаях возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; назначения, перерасчета и взыскания страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан. Органы исполнительной государственной власти области и подведомственные им учреждения, входящие в государственную систему оказания бесплатной юридической помощи, оказывают бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации вследствие стихийного бедствия, пожара, террористического акта, в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции. Перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи 1. Бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме оказывается органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической помощи, при представлении следующих документов: 1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи с указанием вида необходимой юридической помощи (за исключением случаев оказания юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме); 2) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (при личном приеме граждан). 2. Бесплатная юридическая помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 2 настоящего закона области, оказывается гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите и имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", органами исполнительной государственной власти области и подведомственными им учреждениями, входящими в государственную систему бесплатной юридической помощи, при представлении следующих документов: 1) заявление об оказании бесплатной юридической помощи с указанием вида необходимой юридической помощи; 2) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; 3) документ, подтверждающий отнесение заявителя к одной из категорий граждан, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". 3. Бесплатная юридическая помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите и имеющим право на бесплатную юридическую помощь в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", оказывается адвокатами при представлении документов, указанных в части 2 настоящей статьи. Типичные ошибки при совершении действий: 1) отсутствие заявления гражданина об оказании юридической помощи, ненадлежащее заполнение заявления или непредставление документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. В таких случаях юридическая помощь оказана не будет; 2) гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщать необходимые сведения по делу либо представлять документы, имеющие отношение к делу. В таком случае юристу или адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав; 3) гражданин обращается повторно с вопросом, по которому ему была оказана бесплатная юридическая помощь по существу ранее, и при этом отсутствуют новые обстоятельства, государственное юридическое бюро вправе принять решение о безосновательности очередного заявления. Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются: - отсутствие в обращении гражданина фамилии или почтового адреса, по которому должен быть отправлен ответ; - повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства; - вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности органа исполнительной власти. Таким образом, имеются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа: - в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией; - в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения; - в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае орган власти вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом; - текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению; - в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в органы власти либо одним и тем же должностным лицам органа власти. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение; - ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. |